Пн - Пт, с 900 до 2000 МСК
Сб, c 1000 до 1600 МСК
Пн - Пт, с 900 до 2000 МСК
Сб, c 1000 до 1600 МСК
Более 200 лет назад в Златоуст приехали первые мастера-оружейники из немецкого города Золинген. Были среди них и кузнецы — специалисты по «выковке сабель железорубящих». Они привезли с собой технологию «дамаскирования», чему и обучали златоустовских подмастерьев. Прошло всего несколько лет и подмастерья догнали, а в чём-то перегнали своих учителей — архивы хранят документы о награждении премиями русских кузнецов «за отличную выделку сабель».
Музейные коллекции хранят большое количество сабель и палашей с узорчатой поверхностью, откованных златоустовскими кузнецами. В Златоустовском краеведческом музее хранится уникальный столик, изготовленный в середине XIX века в Златоусте из дамаска с узором «турецкий». Удивительно сложная и непревзойдённая работа — ширина полотна свыше 250 мм!
Прошло 200 лет и… златоустовский дамаск едет в немецкий Золинген. О работе златоустовских кузнецов и дамаске «Компании «АиР» под торговой маркой ZLADINOX СМИ пишут много. Но если раньше основными потребителями ZLADINOX в Европе были отдельные мастера, то теперь уральцы сделали просто гигантский рывок: заключили контракт с известной немецкой фирмой Boker из Золингена. Первый контракт включал в себя поставку заготовок нержавеющего дамаска для лимитированной серии ножей Kalashnikov. Длительные переговоры, посещение производства, опытная партия, исследования и экспертиза — и первые 100 заготовок улетают в Германию. Пессимисты могут сказать, что ничего особенного, нож с русскими корнями, поэтому производителю и понадобился клинок из русского дамаска, и далее никаких перспектив. Но… «Лично для меня было приятной неожиданностью, — говорит заместитель генерального директора «Компании „АиР“, автор технологии ZLADINOX Владимир Герасимов, — что заказчики попросили не разовый контракт на поставку, а договор длительного сотрудничества. Это много говорит о качестве нашего металла». И, действительно, не успела первая партия доехать до заказчика, как поступает новый заказ, теперь уже на заготовки для опасных бритв.
В чём причина успеха? «Во-первых, не отрицая декоративной сути дамаска (один только наш арт-дамаск чего стоит), мы постарались весь процесс поставить на научную основу: разработка новых составов композиций, отработка технологических режимов, исследование готового продукта. Причём здесь мы проводим не только собственные исследования, а привлекаем и академические институты. К изучению наших композиций привлекли даже таких поставщиков исходной металлопродукции, как Беллер-Удехольм. Им было очень интересно посмотреть структуру наших композиций на основе их сталей Elmax и Vanadis10. Ответ однозначный: отсутствие каких-либо оксидных включений на границах сварки и минимальная переходная диффузионная зона. Они даже заявили, что подобное невозможно. Но эти композиции существуют и, кстати, очень востребованы.
Во-вторых, взаимодействие с заказчиком: внимательно выслушать замечания и пожелания, внести коррективы в составы и технологию, испытания или тесты и… опять обратная связь от заказчика. Выстраивая взаимодействие таким образом, можно добиться многого. В-третьих, это результат активной выставочной деятельности, — разговор продолжает Владимир Герасимов, — только в этом году мы отработали более 20 зарубежных выставок. Теперь информация к конкретному заказчику стекается со всех сторон, слово ZLADINOX становится узнаваемым и востребованным». И вот такая техническая и маркетинговая политика «Компании «АиР» приносит свои плоды: сотни мастеров и ножевых фирм во всем мире используют дамаск ZLADINOX. Причём номенклатура изделий не ограничивается только ножами и холодным оружием: часы, ручки, пряжки для ремней, ювелирные изделия и многое другое.
«Вообще дамаск — очень интересная субстанция, — продолжает Владимир Герасимов. — Здесь и тысячелетняя история, и красота, и легендарные свойства. И поэтому очень многие идут дамасскими тропами. В качестве совета начинающему мастеру дамаска: не перенимай бездумно чужой опыт, не занимайся простым копированием, постарайся понять суть всех внутренних процессов и на основе этого всегда старайся внести свою изюминку, тогда у вас и вашего металла будет своё лицо. Так, например, после долгого общения с Пьером Реверди у нас появился хоть и чем-то похожий на его поэтический дамаск, но со своими чертами, арт-дамаск. Или наш титановый дамаск ZlaTi: да, прототипом его является американский тимаскус, но мозаичного титанового дамаска нет даже у основателей, а у нас есть».
Таким образом, дамаск совершил огромное путешествие Золинген — Златоуст и обратно. За время путешествия стал только лучше, прочнее и интереснее.
Автор: Владимир Егоров